Монументальное искусство. 1930-1941.

1930-1931. Первые пробы в монументальной живописи.

В 1929 году отец перешёл на монументальное отделение живописного факультета Вхутеина и уже с 1930-го года начал заниматься фреской. Он необычайно увлёкся этой монументальной техникой, в разных её формах – секко, альфреско, сграффито.

Женский портрет. 1930. Фреска.
Ню. 1930. Фреска.
Портрет юноши. 1930. Фреска.
Солдат в зимнем. 1930. Фреска.
Человек в халате. 1930. Фреска.
Матрос в бескозырке. 1930. Альфреско.
Матрос в бескозырке, оборот. Надпись чернилами о технике вещи. 1930.: «Фон серый по охре. Тело - новгородская красная по белой извести и тёмнокрасной подкладке в тенях. Одежда - серая по тёмнокрасной подкладке. Способ «альфреско», только с особенностью, что последний слой накладывается очень тонко из одной извести. Рисунок делается на подготовительном слое, а потом рисуается по следам, просвечивающим сквозь тонкий слой извести без «прорезей». Самый интересный способ.»
Женщина с книгой. 1930. Фреска.
Солдат в тулупе. Картон, кар. Вхутеин. 1930.

 

1931-1934. «Пионеры». «Детский сад». «Вожатая».

В 1931-33 годах по окончании Академии художеств в Ленинграде (1931г.) Борис Чернышёв смог устроиться штатным художником-оформителем на Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения, под Москвой. Писал плакаты, диаграммы и графики выполнения государственного заказа на косилки и жатки, сеялки и молотилки, тракторы, комбайны и запчасти к ним. И уже там выполнил две росписи на стенах на тему «Торжество освобождённого труда», «Демонстрация на Красной площади». Работы не были тогда сфотографированы и скоро были уничтожены решением руководства завода. По этому поводу читаем полную горечи запись художника в дневнике: «Вот и вторая моя работа погибла. Азиаты мы некультурные, и порядочно глупы! Наталка чуть ни в слёзы, она так в меня верила и так гордилась! Ну, что же, начнём всё сначала». Это, безусловно, было для отца психологическим ударом. Но послужило и серьёзным уроком, с тех пор все созданные им мозаики и росписи он старался фотофиксировать, правда, это не всегда удавалось.

В 1933 – 34 годах он работал оформителем в разных учреждениях Москвы. Старался делать и монументальные росписи, например, в Методическом кабинете на Полянке, или в Детском саду в Замоскворечье.

Эскиз. Левый фрагмент. Ватман, акв., кар. 32х45.
 
Правый фрагмент. Ватман, акв., кар. 32х45.

 

1933-34. Роспись фойе детского сада в Москве. Фреска.

 

Середина 1930-х. «Вожатая». Фреска.

1934-1935. «Положение женщины в СССР». «Материнство». «Дети. (1,2)». «Праздник урожая».

В 1934-35 годах Борис Чернышёв создал ряд фресковых росписей в Музейной комнате Женского трудпрофилактория на 2-й Мещанской ул. в Москве (общий объём росписи – 600 кв.м.). В их числе плафон с растительной орнаментикой и надписями на трёх языках, тематические фресковые панно на темы «Любовь», «Женщина-мать», «Женщина-учёный», «Женщина-спортсменка», и др. Работу высоко оценила французская правительственная делегации, посетившая тогда СССР. Весьма авторитетный художник Владимир Андреевич Фаворский, приглашённый в качестве эксперта художественного совета, также одобрил эту работу.

1934-1935. Женский трудпрофилакторий.

Фрагмент плафона в Трудпрофилактории. 1934-35. Сграффито.
2-й фрагмент плафона Трудпрофилактория. Москва. 1934-35. Сграффито.
Фрагмент фрески в Трудпрофилактории. Женский портрет. 1934-35
Птицы у водоёма. Нач.1930-х. Фреска.
Фрагмент плафона или стены. Фреска.
Женщина - ученый. Эскиз. Тушь, калька.
Женщина - спортсменка. Эскиз. Б., кар.Женщина - спортсменка. Эскиз. Б., кар.
Женщина - мать. Эскиз. Б., кар.
Любовь. Эскиз. Б., кар.

 

1935. Материнство. Эскиз росписи.

Эскиз росписи. Карт., бум., акв., кар. 24.5х36. ГРМ.

 

1935-1936. Дети (1,2). Эскизы росписей.

Игры детей, 2. Эскиз росписи. 1935. Б., кар. 24.5х36

 

Зимние игры детей. Эскиз росписи. 1933-34. Б., кар. 9.4х28.4

 

1935-1936. Праздник урожая. Диптих. Эскизы росписей

День урожая. Табун лошадей. Эскиз росписи. 1935-36. Б., кар.
 
День урожая. Эскиз росписи. 1935-36. Б., кар.

 

1937. Канал в Карамышево.

По приглашению В. А. Фаворского Борис Чернышёв в 1935 году вошёл в коллектив монументалистов при Академии архитектуры (рук. Л.А. Бруни и В.А. Фаворский). Там с 1936 по 1941 год он выполнил целый ряд авторских и исполнительских работ.

В 1936 году, Борис Чернышёв с группой художников участвовал в росписи текстильного комбината в Ташкенте (фото не сохр.).

В 1937 году вместе с художником С.А. Павловским создали роспись шлюзовых сооружений в Карамышево (сграффито). Сохранились эскизы.

Шлюз в Карамышево, канал Москва-Волга. Эскиз. 1939. Б., кар. 20х15
Профессии. 1937-38. Ватман, кар. 19.1х28.4
Строители. Эскиз росписи. Б., кар. 19.1х28.4
Землекоп. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3
Строители. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3
Эскиз архитектурного объема для росписей шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3
Группа строителей канала. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3
Памяти Строителя. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3
Инженеры, строители канала. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Ватман, кар. 28.7х22.6
Инженер, строитель канала. Эскиз росписи шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Ватман, кар. 28.7х22.6
Эскиз с флагами росписей шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 29.9х21
Два наброска с флагами, для росписей шлюзов канала Москва-Волга.1937. Б., кар. 29.9х21

 

1938. Административный павильон, ВСХВ.

К тому же времени относится роспись пилястр в Административном павильоне ВСХВ (альфреско). В росписи пилястр принимала участие жена Бориса Чернышёва, художница Наталия Петровна Ефименко (1908-1989).

Пилястра в Административном павильоне ВСХВ. 1938. Альфреско.
Пилястра. Фрагмент 1.
Пилястра. Фрагмент 2.
Пилястра. Фрагмент 3.

 

1939. Павильон Поволжье, ВСХВ

Одной из самых ярких авторских работ Бориса Чернышёва второй половины 1930-х годов явилась роспись павильона ВСХВ «Поволжье» на тему «Сбор конопли» (диптих, темпера по ткани, два панно по 3,5х12 м). Впоследствии её фото неоднократно публиковалось.

Левое панно. Темпера по ткани.
 
Правое панно. Темпера по ткани. Картон.

 

1939-40. Театр Красной армии.

В 1939 почти весь коллектив монументальной мастерской под рук. Л. Бруни и В. Фаворского принял участие в росписи Театра Красной армии. Отец выполнил левое нижнее клеймо жесткого занавеса на тему «Пехота».

Левое нижнее клеймо жесткого занавеса. Картон.

 

Солдат на посту. Фрагмент панно. Карт., кар.

 

Конец 1930-х. Дом архитектора.

В конце 1930-х годов, отец создал 2 небольших панно у входа в ресторан Дома архитектора.

Эскиз росписи 1 на входе в ресторан Дома архитектора. 1930-е.
 
Эскиз росписи 2 на входе в ресторан Дома архитектора. 1930-е.

 

1941. Игры детей. Роспись сграффито. Москва, жилой дом, ул. Фадеева, 2.


Фото О. Ганичева, 2015-17

В 1941 году состоялась последняя довоенная роспись, которую отец заканчивал уже после начала войны, летом 1941 года, «Игры детей», сграффито на жилом доме по Оружейному переулку (сейчас ул. Фадеева, д.2). Жена его, художница Наталия Петровна Ефименко (мама), расписывала орнаментальный карниз и писала фрески на стенах верхних лоджий этого же дома. Они торопились закончить работу, т.к. Москву уже бомбили немцы.

Общий план-1.
Общий план-2.
Общий план-3.
Общий план-4.
Девочка со скакалкой, №1. Подпись автора: «2 июля 1941 г. Б.Ч.».
Девочка со скакалкой, поворот влево.
Девочка «руки в боки», Мальчик на траве.
Мальчик на траве.
Мальчик с авиамоделью.
Виньетка. Девочка с букетами. Фото А. Кошевой, 2014.
Девочка со скакалкой, поворот влево.
Виньетка №1.
Девочка «руки в боки».
Мальчик на траве.
Виньетка №2.
Мальчик с авиамоделью.
Девочка со скакалкой, поворот вправо.
Виньетка №3.
Девочка с букетами.