А с конца 1940х стал работать и в мозаике, причём далеко раздвинул горизонты её стилистики и техники - делал её из смальты, натурального камня, метлахской плитки, ввёл в мозаику морскую гальку и речные раковины, и очень интересно и многообразно сочетал все эти элементы. Но, в основном, использовал натуральные камни, булыжник часто огромного размера. Его привлекали и тонкие цветовые возможности натурального камня, и пластика мозаичных линий. Создавал и маленькие, самостоятельно живущие монументальные панно, и огромные композиции, в интерьерах и на внешних стенах архитектурных сооружений. Монументальное искусство стало основным, как отец считал, делом его творческой жизни. Работы, дошедшие до нашего времени: «Игры детей», сграффито, 1941г, по ул. Фадеева, д.2, межоконные панно на 2-м этаже жилого дома. Или мозаика «Кутузов» на плафоне станции метро Комсомольская-кольцевая, 1954г. Живёт мозаика «Пионеры» на фасаде Дома пионеров на Миусской пл. в Москве, 1960. Живо мозаичное панно «Искусство». Или мозаика «Москва», установленная на торцевой плоскости жилого дома №43/2 по Ленинградскому проспекту, и три мозаики на том же доме, 1964. Дошли до нашего времени и два кинотеатра – «Волга» и «Первомайский» в Москве, 1968. Борис Чернышёв как монументалист оформил несколько пансионатов: Президиума Верховного совета СССР в Крыму в 1964г. мозаикой «Алые паруса»; на Кавказе в Кудепсте создал мозаику в военном пансионате ЦДСА «Кавказ»,1965г., (в соавт. с Т. Шиловской). В 1961 и 1963 работал в Пансионате на Клязьминском водохранилище. Здесь созданы и установлены, сделанные ранее, 10 мозаичных панно в ряде отелей, в интерьерах и на наружных стенах. В 1966 году в военном пансионат МО в Тишково отец установил несколько мозаичных панно в дворике отдыха, «Орёл» и др.
Огромное количество отдельных панно – в мозаике, фреске, барельефе, энкаустике и их сочетаниях были созданы в 1930-60х годах. Мы постепенно будем знакомить вас с этой стороной творческого наследия Бориса Петровича Чернышёва.
На протяжении всей жизни отец писал маслом и темперой, рисовал, лепил, писал фрески, создавал мозаики, занимался гравюрой, энкаустикой – всё делалось параллельно, в тесном взаимодействии жанров и техник. Очень точно это качество охарактеризовали искусствоведы Третьяковской галереи. Так, Т. Вендельштейн писала о поисках художника в области «синтеза искусств», а Л. Бедретдинова и Н.Денисова отмечали, что художник обладал «полифонизмом художественного мышления». Действительно, один и тот же образ в его творчестве существует в разных техниках. Так, создано 12 вариантов композиции «Искусство», где центральный образ был фресковым, скульптурным (барельефом), мозаикой из кирпича, или сочетал различные техники. Или, например, образ «Хозяйки Медной горы» осуществлён в трёх версиях: в технике мозаики из смальты, фрески с включением смальты, и мозаики из натурального камня. «Снегурочка» существует как гравюра и в виде большой фрески. Над образом «Родина» он работал в 1940-е, после войны, и вариантов этого множество. Тема «Моцарт» выполнена им в мозаике, фреске и трёх версиях барельефа. Тема «Скрипачка» сделана в линогравюре, мозаике, нескольких фресковых панно.
В январе 1969 года, во время установки своих мозаик и фресок в кинотеатре Первомайский в Москве у художника произошёл инсульт, он был госпитализирован и через две недели, в возрасте 62-х лет, 25 января 1969 года Борис Чернышёв скончался.
«По его эскизам, из собранных им камней и станковых мозаичных панно его работы, оформление кинотеатра было закончено архитекторами Д. Солоповым и М. Казарновским, и художниками Т. Шиловской, А. Лукашевкер, С. Чеховым, А. Слепышевым, В. Гридиным, Б. Пятницыным, А. Губаревым, скульптором М. Бабиным, принимавшими участие в исполнении объекта (1969-70)». В.Лебедева. Советское монументальное искусство 1960-х годов.
См. публикации: Л. Острецова, Ю. Бычков, М. Некрасова, В. Лемпорт, Е. Шункова, В. Лебедева и другие.
Монументальное искусство