Панно «Однополчане».
К теме, увековечившей образы однополчан, Борис Петрович обращался не раз. «Когда началась война, он (Чернышев), окончивший Академию художеств отец двоих детей, пошёл на призывный пункт 22 июня 1941 и через месяц, «со второго раза» всё-таки был призван в действующую армию».

Художник прошел всю войну, учувствовал в боях на Западном фронте в составе орудийного расчета, затем армия переместилась на восточное направление в Забайкалье, а оттуда в Порт-Артур. Домой Борис Петрович вернулся только в 1946 году.

Неудивительно, что военная тематика была близка художнику. Образы «Однополчан» Чернышева - дань оставшимся в живых и погибшим воинам, разделившим с ним тяготы войны.

Как часто бывало, художник работал над одной и той же темой в разных техниках, создавая близкие по содержанию композиции. Сохранилась фотография фрески и ее фрагмент, хранящийся в музее «Новый Иерусалим», с изображением фигур на фоне пейзажа.

Однополчане. 1-я версия. Конец 1950-х. Фрагмент фрески.

Однополчане. 1-я версия. Конец 1950-х. Фреска. Фа 1, 124

Пейзаж на фреске почти совпадает с работой на бумаге китайской тушью «Порт Артур», выполненной на бумаге китайской тушью, и это дает возможность утверждать, что монументальные произведения художника связаны с вполне конкретными воспоминаниями. (Графический лист наряду с многими другими работами художника, в том числе с панно «Однополчане» на дереве, также хранится в «Новом Иерусалиме»).

Порт-Артур. 1945. 15.10.45. Бумага, картон, тушь китайская. 26х37,2

Уникальное по своему исполнению произведение Бориса Петровича «Однополчане» (дерево жженое, энкаустика. 120х299) было создано художником в 1958-1959 годах.

На обугленных, словно опаленных огнем войны досках от забора, художник создает своего рода фреску, на которой как бы из небытия и отрывочных воспоминаний проступают фигуры солдат в пилотках. Судя по сохранившейся фотографии, художник долго трудился над произведением, перерабатывая его, по крайней мере отличия музейной работы с фотографией хорошо улавливаются как в портретных изображениях, так и в большей обработке, обугливании, доски.

Однополчане. 1960. Темперная роспись по жженым доскам.

Однополчане. 1958-1959. Дерево жженое, энкаустика. 120х299

Интуиция мастера позволила ему безошибочно выбрать материал и технику изображения энкаустику. В этой технике восковой живописи работали еще древние, в частности в ней были созданы «Фаюмские портреты». Художнику, работая в ней, удалось достичь большой выразительности. Фигуры солдат кажется навечно, вплавлены, срослись с доской, хотя само дерево уже подверглось разрушению, и эта двойственность вносит в образ сложность, заставляя задуматься о хрупкой грани между жизнью и смертью.

В 2017 году «Однополчане» Бориса Петровича Чернышева экспонировались в музее на выставке «Символы России». Этот образ привлекал внимание посетителей, являясь действительным символом страны.

Панно «Однополчане» на выставке «Символы России». 2017

Денисова Л.М.,
Зав. худ. отдела музея «Новый Иерусалим»