Кинотеатр «Первомайский». 1968.
Одной из самых масштабных и, как считают знатоки, лучших работ Б.П. Чернышева в области монументального искусства стало мозаичное оформление интерьеров кинотеатра «Первомайский». Кинотеатр «Первомайский» (архитекторы Д.Солопов, М.Казарновский; инженеры Ю. Дыховичный, Ю.Розовский), по словам М.Л. Терехович, сам по себе представ-лял историческую и культурную ценность. Он был построен в 1968 году по оригинальному проекту по новой технологии без колонн.

Уникальные мозаичные композиции с элементами рельефов и росписи располагались на большой стене примыкающего к фойе кафе и на стенах дворика кинотеатра. Стену в кафе Чернышев оформил отдельными фрагментами ранее выполненных больших композиций. Центральное место занимало панно «Весна» (шамот, мозаика, темпера). Как писала искус-ствовед Виктория Лебедева «Огромная фигура женщины с гирляндой просторным жестом раскинутых рук напоминает Богоматерь Оранту. Голубая гирлянда в её руках написана красками и отчасти украшена мозаикой, контур тела едва намечен, но мощные круглые камни делают её как бы порождением земли. На голове у неё драгоценный венец – яркие мелкие куски смальты».

По поводу венца надо отметить особо, стремясь достичь монументальности и значительности образов, Борис Петрович учился у древних. Догадка, что нимб святых позволяет связать головы изображенных с плоскостью стены, пришла не сразу, но открыв это, художник стал искать элементы изображения, которые заменили бы нимб, в данном случае такой заменой стал венец.

Глубокая внутренняя связь с древнерусскими прототипами отмечается всеми, кто знаком с творчеством мастера, она не только в некоторых традиционных иконографических схемах, но, прежде всего, в общей гармонии, отличавшей многие прекрасные образцы искусства прошлого.

Особо следует подчеркнуть не совсем обычный материал, который использовал Борис Петрович в своих мозаиках, в этом отношении, как и во многих других случаях, он был первооткрывателем : многие его работы сделаны из простых булыжников, гальки, камней, иногда случайно найденных, также характерной особенностью его панно является синтез разных материалов и техник - мозаики, фрески, рельефа.

В кинотеатре «Первомайский» стена между изобразительными фрагментами была вы-ложена натуральными камнями, композиции располагались на большом расстоянии друг от друга, как бы вырастая из этого фона. Выполненные в разное время, различные по техникам и содержанию, расположенные в определенном ритме, они составляли единое целое. (Подробнее о мозаиках кинотеатра «Первомайский» в статье А. Соловьевой © Майон Рузей 2022 izmailovomuseum.ru).

Кинотеатр «Первомайский» был последней работой Бориса Петровича, он умер, не успев завершить ее. По его эскизам, из собранных им камней и станковых мозаичных панно, выполненных им ранее, оформление кинотеатра было закончено архитекторами Д. Солоповым и М. Казарновским, и художниками Т. Шиловской, А. Лукашевкер, С. Чеховым, А. Слепышевым, В. Гридиным, Б. Пятницыным, А. Губаревым, скульптором М. Бабиным, принимавшими участие в исполнении объекта (1969-70).

Как известно, в настоящее время кинотеатр «Первомайский» полностью перестроен, прошла реставрация мозаик, к ним имеется свободный доступ в экспозиции музея, открытого на 3 этаже Районного центра «Место встречи Первомайский».

Денисова Л.М.,
Зав. худ. отдела музея «Новый Иерусалим»

Дополнительно: Статья мастерской реставрации ArtWorker, выполнившей реставрацию мозаик для музея Районного центра «Место встречи Первомайский».