Кинотеатр «Волга». 1968.
Монументальность видения чувствуется и в небольших работах Бориса Петровича Чернышева. Сам художник писал в автобиографии: «вся моя творческая деятельность посвящена монументальной живописи – фреска, мозаика, сграффито, энкаустика. Если и есть несколько работ станкового порядка, то и те выполнены в различных материалах, а также и этюды с натуры в большинстве своём выполнены яичной темперой…».

Масштаб личности мастера невозможно оценить без учета его произведений в архитектуре. Значительность этих произведений видна даже по фотографиям мозаик, созданных, в частности, для кинотеатра «Волга». Кинотеатр, к сожалению, постигла та же участь, что и «Первомайский»: в конце 1990-х годов, построенное в 1967 году типовое здание было закрыто и откроется уже в полностью перестроенном виде, но с надеждой, что мозаики Бориса Петровича в фойе будут сохранены.

Работа по оформлению фойе кинотеатра велась в соавторстве с художниками Александрой Лукашевкер и Тамарой Шиловской. Чернышевым были выполнены грандиозные панно на трех расположенных на расстоянии стенах, которые он сумел объединить ритмом и общей, несмотря на монументальность, живописностью. Эта живописность создается свободным чередованием разного размера камней, тщательно подобранных мастером.

Лаконизм широкого контура, которым моделируется лицо, удивительным образом соединяется с портретностью изображения. Умение обобщенным, подчиненным стене формам, придать ощущение жизни невольно заставляет вспомнить интерес Бориса Петровича к античным мозаикам. Воспоминание это усиливается благодаря изображению над головой женщины, детали, напоминающей капитель пилястры, которая окончательно связывают голову со стеной.

Расположенные по сторонам от большой женской головы панно на широких стенах включают в себя композиции меньшего масштаба с изображением волжских городов и женской фигуры, которая символизирует Весну. Изображенная в рост, с поднятыми и слегка разведенными в стороны руками, на которых лежит что-то вроде ткани, она кажется легкой и парящей.

Как писала искусствовед Елена Шункова: «Чередование размеров камней, мозаик, размеров фигур задуманы таким образом, что возникает свободный, живописный ритм, в который включается и пространство между стенами. Так же, как и пространство монументальных работ Чернышева, общая компоновка отдельных панно на стенах оказывается не замкнутой.… Заложенная в работах Чернышева идея связи человека с окружающей средой находит свое развитие в этой открытости монументальной композиции в окружающее пространство.»

Денисова Л.М.,
Зав. худ. отдела музея «Новый Иерусалим»