Юность (1918-1927) он провёл в Пензенском уезде Саратовской губернии. Пейзажи здесь отмечены панорамностью, монументальным дыханием («За Старым Кряжимом», «Чаадаевка»), хотя «орудия труда» остаются теми же – тоненькая кисточка, бумага и акварель.
Во время учёбы во Вхутеине (1927-30) в летние каникулы он ходит по Крыму и Кавказу. Его живопись остаётся акварельной и приобретает более тонкий и разнообразный цвет («Кавказ. Аодагин», «Яхта»). Любовь к цвету очевидна и во всём его дальнейшем станковом творчестве.
В 1930-м году он женится на однокурснице, художнице-графике Наталии Петровне Ефименко (1908-1989). Мама как художник работала до конца 1940-х годов («Автопортрет», «Портрет спящего мужа», «Борис Чернышёв рисующий»). [Ефименко]
По окончании Академии художеств, в 1930-е годы он выполняет многочисленные монументальные росписи в Москве, Люберцах в Подмосковье [Дневники, Фото], Средней Азии; работает в техниках фрески, сграффито, темперы по ткани («Положение женщины в Советском Союзе» в Трудпрофилактории в Москве, «Сбор конопли» на ВСХВ, «Пехота» в Театре Советской армии). Продолжает заниматься и скульптурой («Моя семья», «Женский портрет»). Обращается к живописи маслом по холсту («Портрет М.А. Спендиаровой», «Москва у Боровицких ворот», «Обнажённая в кресле»); правда, эта техника оказалась для Бориса Чернышёва не основной, маслом написаны считанные его произведения. Продолжает писать акварелью («Москва. Полянка»). Выполняет оформление Методкабинета на Полянке и другие работы для заработка.
В конце каждого описания приведён номер произведения по единому электронному каталогу произведений Б.П. Чернышёва, составленному М. Б. Чернышёвой.