1950-е годы художник со своей семьёй провёл в Москве и Подмосковье (в д.Анискино, в родовом доме матери), пишет Клязьму, Любосеевку и леса, Анискино, портреты, цветы. Создано более 600 живописных произведений – в техниках темперы и акварели по бумаге, многие сотни рисунков, портретной и мелкой скульптуры. В 1950-е он много занимался мозаикой, писал фрески.
В конце 1940-х – начале 50-х годов он пишет целую серию больших женских портретов, весьма сдержанных по цвету, почти монохромных, монументальных даже на бумаге.
К середине 1950-х стиль его утрачивает некоторую академичность 1940-х, обретает свежее большое дыхание, цветовую свободу и яркость, не теряя тонкой живописности.
Летом 1957 года, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, он получает много новых впечатлений. Работая в парке им. Горького, делает зарисовки гостей из разных стран – Индии, Ганы, Лаоса, Китая, Кубы.
В 1957-58 годах он вновь едет «к Дионисию в Ферапонтов и к Рублёву во Владимир». Эти поездки рождают большие серии зарисовок русского севера и ряд темперных произведений. В 1958 году работал в Куролово Владимирской области.
С начала 1950-х годов на Волхонке, 8, в подвале под Комбинатом декоративного и оформительского искусства, возобновляется работа экспериментальной студии монументалистов. В осенне-зимний период регулярно проходит рисунок. Вместе с другими художниками отец пишет, рисует, лепит из глины, делает мозаики, фрески, сграффито (см. «Воспоминания современников»).